Методическая разработка классного часа для обучающихся 3-4 классов по теме
«Уважая и любя»
Цель:
- способствовать развитию ценностного отношения детей к построению взаимоуважительных отношений.
Задачи:
- Способствовать осознанию детьми понятия уважения, уважительного человека.
- Подвести детей к пониманию взаимозависимости эмоционального благополучия, здоровья и умением проявлять уважение к людям.
- Способствовать принятию уважения как ценности каждым ребенком.
- Способствовать развитию положительной мотивации ребёнка к моделированию собственных поступков, основанных на уважительном отношении к людям.
- Развитие коммуникативных и рефлексивных умений детей.
Содержание деятельности
Как-то давно в нашей школе произошел случай, вспоминая который я каждый раз спрашиваю себя: «Почему так случилось?». Вот эта история.
Один ученик, назовем его Сережей, выступал перед классом с докладом. Его выступление понравилось многим, но не всем. Один за другим одноклассники находили слабые места в его докладе и язвительными репликами довели Сережу до того, что слезы побежали по его щекам.
-Что чувствовал этот Сережа? (ответы детей)
-Бывают ли у нас такие истории в жизни? (ответы детей)
-Почему это случается? (дети подводятся к тому, что в общении необходимо уважать собеседника)
- О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
- Что такое уважение, по вашему мнению? (ответы детей)
- Если мы посмотрим значение этого слова в словаре, то увидим, что наше мнение и мнение составителей словаря во многом совпадает.
(работа со словарем)
-Зачитывание детьми определений из словаря:
УВАЖЕНИЕ – почтительное отношение, основанное на признании чьих- нибудь достоинств.
- Как можно увидеть уважительного человека в жизни? Назовите, пожалуйста основные характеристики такого человека.
- Вы правы. Об этом же сказано и в словаре. Уважительный человек – человек, оказывающий, выражающий уважение к кому-нибудь.
- Скажите, зачем нужно быть уважительным человеком, зачем нужно уважение? (дети подводятся к обнаружению взаимосвязи между проявлением человеком уважения и благоприятным эмоциональным состоянием, здоровья, повышения успешности человека и др.)
- Что будет, если уважения не станет? Разделимся на группы (деление на группы может быть осуществлено по цветовому признаку, по желанию, по месторасположению парт и др.)
Задания для группы: Ответить на вопрос.
- Что может случиться с человеком при отсутствии уважения через месяц?
- Что может случиться с человеком при отсутствии уважения через год?
- Что может случиться с человеком при отсутствии уважения к старости?
- Вы замечательно поработали. Нужно ли нам такое будущее? Значит, решено, - с завтрашнего дня мы будем всех уважать и получим уважение в ответ, да?
- Получится ли у нас? Почему? Откуда берется уважение? (дети подводятся к пониманию взаимосвязи уважения и личностного духовного саморазвития)
- Кто из вас может считать себя уважительным человеком? Почему? (дети обычно говорят о качествах человека, не принимая во внимание реакцию его собеседника)
- А как быть, если на ваше уважительное отношение, собеседник отвечает грубостью, хамством? Как бывает чаще всего? Почему? (дети подводятся к тому, что важно знать причины такой реакции, уметь проявить толерантность)
- Что мы можем посоветовать Сереже из моей истории?
- Что мы можем сделать, чтобы нас уважали?
В библии сказано: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения. Уважая и любя самого себя, христианин уважает и любит ближних: возлюби ближнего твоего как самого себя»
Мне очень приятно было с вами общаться. Заканчивая наш классный час, мне бы хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем разговоре. Начать можно так: «Я узнал…», «Я задумался…», «Мне показалось важным…», можно высказать свое мнение в свободной форме.
- А как нужно правильно реагировать на грубость? Поговорим об этом в следующий раз. Спасибо за общение, все свободны.
Ожидаемые результаты классного часа
- Дети адекватно понимают смысл понятия уважение, уважительный человек.
- Принятие детьми основных характеристик проявления уважения в жизни.
- Дети осознают личную значимость проявления уважительного отношения к людям.
- Уважение будет принято каждым ребенком как ценность.
- Развитие положительной мотивации участников классного часа к моделированию собственного поведения, поступков на основе уважительного отношения к другому.
- Развитие у детей опыта построения причинно-следственных связей, рефлексивной самооценки, оформления коммуникативного высказывания и его аргументация.
|